Поиск


Меню сайта


Форма входа


Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Приветствую Вас, Гость · RSS 15.12.2018, 12:11

Лишь тот настоящий Отечества сын,

Кто, может быть, с долей безуминки,

Но, все-таки, был до конца гражданин,

В гражданские сумерки.

                                      Евг.Евтушенко.

 

В.Урдаш: Поэт и гражданин.

 

         В декабре 2014 года исполняется 90 лет со дня рождения харизматического чувашского поэта, будоражившего в 50-х, 60-х годах прошлого века всю чувашскую культуру своими неординарными поступками и оригинальными стихотворениями. Человека гордого, с высоким чувством собственного достоинства и готового на риск.

         Валентин Андреевич Яковлев (Урдаш), родился 20 декабря 1924 года, в деревне Раково, Буинского района Татарской АССР в крестьянской семье. Мальчик с детства интересовался поэзией. Повзрослев, стал активным сельским корреспондентом. Среди сверстников был заводилой, слыл автором озорных частушек. В 1941 году, Валентин добровольцем ушел на фронт. Стал разведчиком.  В 1943 году был тяжело ранен и контужен. После долгих скитаний по госпиталям, вернулся домой инвалидом 1 группы. За боевые заслуги награжден тремя медалями и орденом Отечественной войны 1 степени. Было очень непросто, вчерашнему жизнерадостному парнишке, исковеркованного войной найти свое место в мирной жизни. После мучительных раздумий он решил посвятить себя литературе. Поэзия стала смыслом его жизни. В.Урдаш временно работает в республиканской газете «Хĕрлĕ ялав», а в 1945 году переезжает в город Чебоксары, для работы в Чувашрадио. С 1946 года он – поэт-профессионал.

         Довоенные стихи В.Урдаш не отличались особой оригинальностью. Война и ранения поэта стали катализатором патриотических мотивов в его творчестве. В послевоенные годы его поэзия наполняется произведениями гражданского звучания. Лирический герой В.Урдаш – человек, испытанный и не сломленный войной, любит жизнь, верный сын отчизны, стойкий гражданин чем-то напоминал самого автора. Продолжая традиции старших чувашских поэтов, К.Иванова и М.Сеспеля, В.Урдаш привнес в чувашскую поэзию народно-фольклорный дух своей малой родины – Тăхăръял. Лиричность, народность и мелодичность его стихов вдохновляли композиторов на создание песен. Позднее, более 200 стихотворений В.Урдаш стали любимыми песнями народа. Они звучат до сих пор. В. Урдаш по праву является продолжателем традиций свободных чувашских заводил-песенников, называемых в народе «Вăйҫă», в новых социальных условиях.

         Поэт был частым и желанным гостем в колхозах и на стройках, в домах крестьян и молодежных клубах, и везде принимался «в доску своим парнем». Во время таких встреч происходили задушевные беседы о современных для того времени проблемах. В.Урдаш не боялся высказывать свое мнение (время-то было какое?) о действительности, рубил правду-матушку, не думая о последствиях. И «летели» доносы в Союз писателей, в большинстве своем от чиновников, с которыми поэт не церемонился. Ежедневные ощущения своего физического недостатка, «подаренного войной», приучили его к душевному откровению. Поэт как бы просветлел через свои страдания, прозрел истину жизни. Все это отразилось в его творчестве.

         В России всегда было сочувствие простых людей к обиженным судьбой и инакомыслящим людям. Народ с пониманием относился к поведению и творчеству Урдаш. Литературное окружение к нему было полярно противоположным: его любили и ненавидели, жалели и боялись. Еще при жизни о нем ходили легенды, способствующие его популяризации. Хрущевская «оттепель» стала благодатным периодом в его творчестве. В эти годы он встречает своего идейного единомышленника, начинающего поэта Геннадия Айхи. Они вместе разъезжали по деревням и читали стихи. Под влиянием В.Урдаш у юного Айхи рождается ряд свободолюбивых произведений, в том числе «баллада об одной пуле», которая подвергалась жестокой партийной критике. Последствия не замедлили сказаться: за вольнодумство, студента Г.Айхи исключили из института, он был вынужден покинуть Чебоксары. В.Урдаш перестали печатать. Теперь, по прошествии  пол-столетия, некоторые критики причисляют их к первым чувашским диссидентам. Нужно сказать и следующее: у поэта не сложилась личная жизнь. Он часто бедствовал, пристрастился к вину, скитался по чужим квартирам (комнату получил лишь в 1963 году, когда побывал на приеме у К.Е.Ворошилова), не всегда встречал понимание у коллег и руководства союза писателей. Из-за черты характера выкладывать всю правду-матушку в глаза, он был в раздоре почти со всеми именитыми поэтами Чувашии. Его публичные высказывания раздражали власть имущих. И в Союз писателей СССР его приняли только незадолго до смерти.

         Творчество Урдаш вошло в чувашскую литературу как повествование о том, как отвратительное явление война, изуродовав тело и лицо романтическому парню-поэту, исковеркала ему жизнь. Но человеку в любой ситуации не надо терять гражданского достоинства. И он до конца остался гражданином своей родины. Наиболее известные произведения В.Урдаш: цикл стихов «Огненные годы», «Песни любви» и «Роднее родного», поэмы «Образ», «Жить хочется!», «Из рода в род» - вошли в золотой фонд чувашской литературы. Большая часть рукописей поэта была продана неизвестным людям третьей женой Урдаш. Другая часть исчезла при загадочных обстоятельствах после смерти поэта. Поэт умер 18 апреля 1973 года, похоронен в Чебоксарах.

         В 2004 году в родной деревне поэта, где родился и вырос В.Урдаш, земляки возвели монумент на добровольные пожертвования девятисельцев. В дни 90-летия любимого народом поэта ожидаются торжественные мероприятия, посвященные самобытному таланту из народа.

                                                                   А.Малышев

Тăхăр ял © 2018
Ермилов Ярослав
-----
Сделать бесплатный сайт с uCoz